Have an account? Log in Or

Правда про школьные рейтинги, школы в Финляндии и школы-IB

Про расслабленное школьное образование в Финляндии ходит много восхитительных статей. Читаешь в интернете и думаешь, может, раз у страны такие высокие рейтинги образования PISA, нам тоже туда надо?! Нас ведь с мужем хлебом не корми, дай переехать! Хорошо, что в моем окружении есть Галина Гурова, которая знакома с российскими и финскими школами не только как мама, но и по профессии. Они с дочкой жили в Финляндии два года, пока Галина училась там в магистратуре по специальности «Образование и глобализация». Потом, вернувшись в Москву, Галина работала в финском научном проекте по оценке качества школ, а сейчас она аналитик по школьному образованию в бизнес-школе СКОЛКОВО. В общем, если и узнавать правду о финском и российском образовании, то у профессионала! Читайте:

Финская школа: наш случай

Когда мы переехали в Финляндию, дочке как раз исполнилось семь, так что она проучилась первые два класса в международной школе города Оулу – двуязычной англо-финской школе, совмещающей финскую учебную программу и программу «международного бакалавриата» (IB). Третий и четвертый класс дочка ходила в обычную школу возле дома в Москве, а потом поступила в маленькую московскую школу для одаренных детей, где с большим удовольствием и интересом учится и сейчас.

Про финские школы много пишут как об этаком идеальном образовании: дети играют, гуляют, учатся исключительно в удовольствие, а система образования занимает при этом первые места в мировых рейтингах (самый известный из них – PISA*). Буквально на днях русские знакомые в фейсбуке обсуждали: а не уехать ли в Финляндию ради детей, чтобы они в финскую школу ходили, получили там лучшее в мире образование?

Наш финский опыт оказался, в целом, положительным. Учителя в международной школе Оулу действительно были очень хорошими: внимательными, профессиональными, любящими детей и никогда не повышающими голос. Программа обучения была интересной, хотя, возможно, это заслуга и «международного бакалавриата», а не только финнов. Никаких оценок, только индивидуальная обратная связь – что стало лучше, над чем ещё нужно поработать. Никакой жесткой дисциплины: куртки могут весь день валяться на полу раздевалки, сменки не нужно — можно ходить в носках, а в тетрадке пиши хоть поперек листа, если решение верное. Обязательное гуляние на переменах в любую погоду – отличная закалка. Когда дочке и некоторым другим детям требовалась дополнительная помощь в усвоении, например, английского и финского языка, то с ними дополнительно занимались в отдельных группах. А ещё все русскоговорящие дети раз в неделю ходили на занятия по русскому языку. На труде детей научили самих делать себе бутерброды, и вообще было много практических занятий.

Основной минус финской системы обучения – довольно низкая общая планка. Главное, чтобы каждый усвоил необходимый минимум, а если ученик быстро схватывает и готов делать более сложные задания – это его личная забота. Сами финны признают, что таким детям в школе со временем становится скучно, но система ничего им не предлагает. Никаких привычных русским мамам конкурсов, олимпиад, кружков с углубленным изучением, или тем более классов и школ «для одаренных детей». Финны ценят равенство и сотрудничество, а конкуренцию и разделение детей по способностям не поощряют. И в целом программа обучения значительно проще. Сложная программа и высокие требования появляются только в 10-12 классе, куда нужно поступать по конкурсу. В старшие классы идёт меньше 40% детей – остальные отправляются в колледжи получать рабочие специальности, зарплаты и престиж которых в Финляндии не ниже, чем у офисных сотрудников.

Ещё сильнее заметна разница в уровне обучения на внешкольных занятиях. Урок в финской балетной школе у русского балетного педагога вызовет смех или слёзы (и приступ национальной гордости). То же касается и музыкальных, и спортивных занятий. Дочка начала заниматься фортепиано в Финляндии, и после года обучения там в московской музыкальной школе её, фактически, переучивали с нуля: преподаватель в Финляндии не ставила ей «правильную технику», а сразу играла с дочкой в четыре руки, чтобы ей было интересно. За год занятий в финском бассейне дочка (умевшая держаться на воде и до того) никак не улучшила свои навыки плавания. Выступления местных детских танцевальных и музыкальных коллективов в Москве были бы оценены разве что как «самодеятельность». Про кружки робототехники или китайского языка для школьников никто и слыхом не слыхивал.К этому можно относиться по-разному. Отсутствие жёстких требований, высоких планок, конкурсов, загруженной учебной программы – делает школьные годы гораздо менее стрессовыми. На мой взгляд, за два года дочка стала более спокойной и самостоятельной, научилась лучше общаться с другими детьми, и это, пожалуй, важнее, чем победы и достижения, тем более в младшем возрасте. Но с учётом её явного интереса и способностей к наукам – я рада, что у нас была возможность продолжить учёбу в Москве, а не в Финляндии.

А ещё я рада, что мы вернулись, потому что даже в замечательной международной школе дочка и некоторые другие не-финскоговорящие дети не избежали буллинга (для большинство детей финский был родным). Ни в одной из наших русских школах таких проблем с одноклассниками у дочки не было.

Бакалавриат в школе

Кстати, о международных школах. Есть две самые известные международные учебные программы: International Baccalaureate (IB, «международный бакалавриат», к которому относилась и наша финская школа) и Cambridge Assessment International Education (CAIE, в прошлом – CIE). Идея таких программ изначально состояла в том, чтобы, переезжая из страны в страну, дети могли учиться по одному учебному плану, и в конце получить аттестат, который признают разные университеты во всем мире. Сегодня международные программы можно встретить не только в школах для детей дипломатов и экспатов, но и во многих частных школах, и в некоторых государственных – они есть и в Финляндии, и в России**.

Программа IB делает упор на развитии личности, самостоятельности и критического мышления, а кэмбриджская программа акцентирует глубокие предметные знания.

Помимо часто переезжающих семей, международные программы выбирают те родители, которым важно, чтобы ребенок заговорил по-английски, поступил в иностранный университет, или просто учился по западным стандартам.Обычно школа предлагает международную учебную программу одновременно с национальной, и это означает повышенную учебную нагрузку для детей. В IB-школах высокая нагрузка ощущается у учеников старших классах (DP, diploma programme): они помимо интенсивного изучения основных предметов также регулярно пишут эссе, проводят научные исследования и организовывают проекты на пользу общества. Зато потом учеба в западном университете дается намного легче. Правда, если цель учебы в IB-школе – именно поступление в иностранный вуз, то нужно заранее проверить, признают ли желаемые университеты аттестат IB. И трезво оценить работоспособность и организованность своего старшеклассника: это важнее для IB, чем академические способности.

Лучшие школы в рейтинге

Стоит ли ориентироваться на международные рейтинги образования, выбирая обучение для своих детей? После нескольких лет изучения различных рейтингов и других инструментов оценки качества школ, могу твёрдо сказать: рейтинги – это, в первую очередь, статистика для чиновников. Родителям пользы от них мало. Например, в том же исследовании PISA на соседних местах рейтинга располагаются Финляндия, где школьники учатся 5 часов в день, и Южная Корея, где старшеклассники, наоборот, спят по 5 часов, а всё остальное время учатся. Программы обучения в этих странах тоже абсолютно разные.

Почему такие разные страны стоят рядом? Потому что для межстрановых рейтингов важны другие параметры, чем для родителей. Например, в PISA огромное значение имеет равенство: насколько близки по уровню читательской и математической грамотности ученики маленькой сельской школы и столичного лицея. PISA также не учитывает национальные программы обучения. Чтобы иметь возможность сравнивать любую страну с любой, это исследование проверяет «универсальные учебные умения» (многие зарубежные ученые подвергают эту методику сравнения критике***). В результате наверх рейтинга может попасть страна, у которой учебная программа почему-либо совпала с критериями исследования. А ещё те страны, в которых школы хорошо умеют натаскивать на сдачу тестов. Подойдёт ли вашему ребенку образование в этой стране – вопрос, на который международный рейтинг вам не ответит.

Национальные рейтинги школ более информативны для родителей, однако и тут не нужно забывать, что основное назначение таких рейтингов – дать чиновникам важную для них усредненную информацию и повлиять на школы, чтобы они стремились выполнять поставленные государством задачи.

Российские рейтинги «лучших школ» составлены так, что в них легче всего победить большим школам, уже на входе отбирающим наиболее подготовленных и способных учеников. Я не хочу сбрасывать со счетов достоинства этих школ и работу их учителей, но родителям, на мой взгляд, важнее выбирать школу и учителя под своего ребенка и свою семейную ситуацию, а не стремиться во что бы то ни стало в топовую школу рейтинга. Полезнее читать отзывы, спрашивать других родителей, посетить несколько школ и составить о них собственное впечатление. А к рейтингам, международным или национальным, относиться со здоровым скепсисом.

Резюме

Любая национальная система школьного образования настроена, в первую очередь, на особенности своей страны. Финские школы прекрасно подготовят ребенка к жизни в Финляндии, но в более конкурентном обществе ему после финской школы может быть сложно. По сравнению с Финляндией, в России намного лучше организовано обучение одаренных детей, а также раннее развитие, но и стресса в российской школе намного больше.
И, конечно, внутри каждой страны есть очень разные школы. Семье из России не обязательно переезжать в Финляндию, чтобы отправить ребенка в школу с доброжелательными и терпеливыми учителями, где поощряется равенство и сотрудничество, не ставят оценок и не наказывают за нарушение дисциплины****. Только, чтобы найти такую школу-исключение, бесполезно смотреть на общую систему и на рейтинги.

*Краткую информацию об исследовании и рейтинге PISA можно прочитать, например, здесь: http://www.centeroko.ru/pisa/pisa.html А результаты — посмотреть на официальном сайте http://www.oecd.org/pisa/
**Школы IB в определенной стране можно найти на сайте: https://www.ibo.org/programmes/find-an-ib-school/ — причем школа может предлагать только PYP (программу для начальных классов), MYP (для средних классов) или DP (старшие классы, с аттестатом, позволяющим поступать во многие вузы за рубежом), а может все три.
***Например, см. статью Дэвида Лабари “Let’s measure what no one teaches”
****В Москве это, к примеру, «Школа Тубельского» (№734) или школа «Интеллектуал», обе они государственные, но при этом от «типичной» государственной школы очень сильно отличаются.

14 комментариев

  1. Знакомая ситуация! Я бы сказала, что в Канаде, во всяком случае в нашей провинции, в школах примерно то же самое. Подход очень похож. Конечно, есть и плюсы, и минусы, но лично я рада, что мои старшие дети получили свою «базу» в российской школе. А как получится с младшенький, которая с первого класса здесь, посмотрим ;)
    Я, кстати, тоже про нашу школу в Новой Шотландии писала, правда, больше, про структуру.

    • Катя Никитюк

      Вот в Facebook есть комментарий под этой статьей из Швейцарии, Бельгии, и там, говорят, тоже такой подход. Мне кажется, это общеевропейский тренд.
      А поделитесь статьей про вашу школу, очень любопытно! Про нашу школу в Париже я писала здесь: https://bigcitymums.org/bilingvalnaya-shkola-v-parizhe/

  2. Спасибо за статью, очень полезно.

  3. Катя, спасибо!
    Интересный взгляд.
    Я много лет работала и работаю в школе для одаренных детей в Казахстане. Сейчас у нас идет та самая тенденция понижения общей планки в образовании. Правда с нашим традиционным парадоксальным перекосом — с сохранением требования результатов высокой планки от учителей))), молниеносным внедрением с середины, и высоким уровнем стресса у всех участников процесса.
    А еще я работаю в дополнительном экологическом образовании. И заметила, что основное образование становится все больше похоже на дополнительное)))
    Мне очень импонирует идея повышения статуса и престижности рабочих специальностей у финнов, потому что этот блок очень просел в странах СНГ.

    • Катя Никитюк

      Ольга, спасибо за ваш комментарий! Очень интересно вы взгляд изнутри про Казахстан написали! Да, без перекосов никуда… А что за дополнительное экологическое образование? Это для детей или для себя?

  4. Полина

    Катя, очень интересно. Спасибо! Как мама первоклассника — особенно!

  5. Милена

    ну а где результаты-то от наших одаренных детей? всех этих программ развития?? программы программами, а главное — во что это все выльется. дети из русских школ в 90% не способны поступить в иностранные вузы и так и сидят тут в РФ доучиваются и не понятно чем занимаются на работе. все это однобокий взгляд. возможно, комментарии писали редкие единицы активных родителей, с выдающимися способностями детей. в чем конкуретоспособность русских детей в мире вообще? в россии по сравнению с другим миром? я пока не вижу преимущества РФ в мире

    • Катя Никитюк

      Милена, я, к сожалению, не обучаю ребенка в РФ и не могу ответить на ваш вопрос. Но вижу, что, например, в Европе, все стараются отдавать детей к русским педагогам по спорту, танцам, музыке, рисованию… Потому что больше доверяют учителям «нашей советской школы».

    • иван

      Милена, у российских детей все первые места на всех международных олимпиадах по физике, математике, биологии, химии, программировании и так-называемым научным олимпиадам. Причём, хоть и не учатся так интенсивно как в той же Южной Корее, результаты получше.

      Причем, результаты сохраняются и на студенческих олимпиадах. По программированию последние десять лет отрыв огромный. В финал выходят десятки команд российских ВУЗов и весь ТОП 10 принадлежит России. Для сравнения, Стэнфорд и Массачусетс где-то в конце ТОП, после МГУ, МФТИ, СПБГУ.

      Сталкивался мимоходом с олимпиадным движением в РФ. Оно массовое, участвуют около миллиона школьников, разница между победителями и и призерами маленькая. Позже призеры вырываются вперед в студенчестве.

      Последний аккорд. Высокий уровень доказывается весомыми успехами — космос, АЭС, ВПК, самолетостроение. Во всем этом Финляндии не замечено.

  6. Наталья Мурзина

    Добрый день, Галина! В принципе соглашаясь с Вашим критическим взглядом на финское школьное и дополнительное образование, хотела бы указать на один момент в Вашей статье, который связан с моей компетенцией.
    Вы пишете: «Дочка начала заниматься фортепиано в Финляндии, и после года обучения там в московской музыкальной школе её, фактически, переучивали с нуля: преподаватель в Финляндии не ставила ей «правильную технику», а сразу играла с дочкой в четыре руки, чтобы ей было интересно.»
    Ваше замечание о финских методах преподавания музыки было бы корректным, если бы Ваша дочь попала к настоящему финскому преподавателю, который бы Вас учил «по-фински». Тогда Вы бы узнали, как они обычно «ставят руки» ученикам. Но Вам повезло. Вас учил русский преподаватель по русской школе, в рамках подготовительной группы ДМШ развивая музыкальный слух на примерах детских песен и давая начальные навыки игры.
    К Вашему сведению, в любой ДМШ на подготовительном этапе дается много пьес в 4-х ручном изложении (Артоболевская и множество других сборников). Игра в ансамбле – это плюс, а не минус, как Вам кажется. Игра в ансамбле помогает ученику освоить игру в правильном ритме и темпе. Удивительно, что Ваши новые учителя в московской музыкальной школе не рассказали об этом, занимаясь «правильной техникой».
    Мне кажется, что в вопросах, находящихся за пределом Вашей компетенции, следует обращаться за консультацией к специалистам. Также хотела бы напомнить, что с Вашим ребенком занимались с вниманием, учитывая её музыкальные способности.
    *И ещё одна «мелочь». Читателя, пробегающего глазами статью по горизонтали, наверняка удивляет фотография с урока фортепиано. В контексте статьи это выглядит так, как учитель натянул на голову ребёнка дурацкую попугайскую шапку и по Вашим словам «играет в 4 руки, чтобы ей было интересно». Скромно напомню Вам, что дело было накануне 1 мая, когда все дети по собственному желанию наряжаются смешным образом и в таком виде приходят на занятия.
    Хочется пожелать Вам тщательнее собирать материал для новых статей.
    Желаю Вам всех благ, Наталья, преподаватель фортепиано

    • Галина Гурова

      Наталья, добрый день! Спасибо большое за Ваш комментарий, и извините за мою неточность. Я не считаю, что финский подход хуже русского. В Финляндии во всех наших занятиях (включая и музыкальные) на первое место преподаватели ставили интерес ребенка и его удовольствие от занятий. Игру в 4 руки я привела не как пример неправильной техники, а как пример того, как можно вовлечь ребенка на музыке. И я очень благодарна за то внимание, которое Вы лично и другие преподаватели уделяли моей дочке.

      В России же мы столкнулись с тем, что на первое место ставится техника исполнения (я в ней, конечно, не разбираюсь, поэтому и поставила «правильную технику» в кавычки — это то, что я постоянно слышала от московского преподавателя). От ребенка требуют добиваться высокого результата, участвовать в конкурсах, невзирая на эмоции (в результате дети нередко начинают занятия музыкой ненавидеть, бросают). Первые месяцы в русской муз.школе по возвращении дочка делала одни и те же крайне скучные технические упражнения. Мы еле выдержали этот период. Это потом уже дочка смогла снова полюбить фортепиано, когда сложные вещи стали получаться.

      То есть корректнее было бы сказать, что подходы разные, там и там есть свои плюсы и минусы, свои сложности. Насколько принуждение и акцент на технике целесообразны и хороши в образовании — вопрос, на который каждый сам должен для себя ответить. Полагаю, что у Вас, русского преподавателя, дочка в Финляндии научилась большему, чем если бы ходила в обычную финскую муз.школу.

      Ну а фото в смешной шапке как раз, на мой взгляд, показывает отсутствие излишнего формализма в Финляндии. Шапку дочка надела, конечно, сама, а у преподавателя хватило мудрости не требовать её снять, а улыбнуться вместе с ребенком и мамой.

  7. Сергей

    Пример Финляндии вызывает весьма большой интерес у неудачников педагогов.
    Как классический пример того, как можно обмануть систему рейтингов. И, значит, обоснование того, что эти результаты ни о чем.

    Дело в том, что высокое место Финляндии в рейтинге PISA абсолютно ничем не дополняется и не потверждается в комплексе. Страна — абсолютный середнячок и в международных олимпиадах, и в науке, и в промышленности. Получается, что школьный рейтинг — выброс, и свидетельствует лишь о том, что составлен как вещь в себе, для непонятных целей. А люди, услышав словосочетание школьный рейтинг, напридумали себе невесть что. Просто почитайте про режим подготовок в южнокорейской школе. Или, как сдают экзамены в Китае. Это обьясняет, почему эти страны технологические лидеры, а Финляндия, с тех пор как ввела новую систему образования, потеряла и Нокию, и ИТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *