Должна признаться, я долго высматривала маму-американку для этой рубрики на детских площадках Хьюстона: в основном здесь гуляли мексиканки, украинки, индианки и латино-американки. Что не удивительно. Менталитет, семейные традиции — и женщины этих стран охотнее, в отличие от американок, забрасывают свою карьеру и посвящают свою жизнь детям. Большинство американских мам выходят на работу в 2-3 месяца, отдавая малыша в ясли, или работают из дома, но в этом случае ребенок находится под присмотром няни. У всех нянь здесь в Хьюстоне обязательно должна быть машина и автокресло, чтобы отвезти ребенка на детскую площадку в парк или закрытый комплекс.
Мы несколько раз пересеклись с Мэри и ее сыном Чарли на детской площадке, но мои стандартные вопросы про декрет, ГВ и введение прикорма для этой рубрики мне пришлось опустить, когда я узнала необычную историю их семьи. Америка — она большая и разная. И я безумно благодарна Мэри за серию откровенных бесед, которые с ее разрешения публикую у себя в блоге.
— Мэри, расскажи немного о себе и своей семье?
— Мне 39. Я медсестра, но не работала 3 года, с тех пор, как Чарли стал жить с нами. Мой муж работает по контрактам, у него гибкий график. Чарли сейчас 4,5 года. Бабушек-дедушек поблизости нет.
— Вы усыновили Чарли? Как вы приняли это решение?
— На самом деле, Чарли — родственник моего мужа. У мужа есть дочь от первого брака. В 18 лет она забеременела и родила Чарли. Так что, фактически, мы его бабушка и дедушка. Я знаю, это странно звучит :) Но мой муж на 10 лет старше меня. Его дочь жила в Хьюстоне, а мы во Флориде. Они с молодым человеком хотели сделать все правильно, поженились, но не знали, как справиться с малышом. И когда Чарли было 7 месяцев они позвонили нам во Флориду и попросили помочь и на время забрать его. Несколько месяцев Чарли жил у нас, а затем, его молодая мама вернулась и увезла его обратно в Хьюстон. Мы очень волновались, не слышали о малыше ничего месяцами. И вот когда ему было 18 месяцев нам снова позвонили и попросили о помощи. Мой муж тут же сел в самолет забрать внука. Чарли должен был бы уже ходить к этому моменту, но не мог: был очень худой, истощенный, плохо говорил. И мы решили, что с этим что-то надо делать. Но это все очень не просто. Мы пошли в суд, оформили временную опеку. Чтобы усыновить его нужно соблюдать правила суда и не лишать маму возможности видеть своего сына, поэтому мы всё бросили и переехали сюда в Хьюстон. К слову, за этот год его мама пришла навестить его дважды!
В это время мой карапуз носится с Чарли по газону с футбольным мячом, но они уже подустали и явно не хотят делиться мячиком друг с другом. Мы переключаем их внимание на бадминтон и продолжаем разговор.
— Сейчас мы оформили все документы, скоро получим Чарли паспорт, хотим путешествовать, с осени он пойдет в школу. Мы пока считаемся временными опекунами, если настоящие родители хотят его забрать, им нужно обращаться к нотариусу и указывать точное время встречи с ребенком, куда они пойдут, что будут делать, во сколько приведут его домой.
— Ого? Так все официально? Они разве не могут просто увидеться с ребенком?
— Могут, и мы всегда это очень поощряем и приветствуем! Приходите, поиграйте, посмотрите вместе фильм. Но вот взять его куда-то — это очень официально. В прошлый раз, когда они брали Чарли с ночевой, в 10 вечера они позвонили и сказали, что не могут его успокоить и что он хочет домой.
— А Чарли знает, кто его настоящие родители?
— Да, конечно! Я мама, мой муж — папа, но у него также есть mummy и daddy boy («мамочка» и «мальчик-папочка»). Они пытаются забить голову Чарли «Не называй ее мамой, не называй его папой».
— Ой-ой. Они просто слишком юны!
— Да, я знаю, это нелепо. Но вот такая вот у нас история.
Димка забрал воланчик и Чарли возмущается: «Мам, он не хочет больше играть». Но мне безумно хочется продолжить наш разговор, поэтому хватаю футбольный мяч и предлагаю мальчишкам катать мяч друг другу ракетками от бадминтона, типа как в гольф. «Да, у нас так получится»,- кричит Чарли и с энтузиазмом начинает размахиваться. Мэри тут же бежит к нему и предупреждает: «Следи за своим замахом, ты никого не должен ударить, это будет больно». Мне очень нравится, что эти слова она говорит, присев на корточки, глаза в глаза своему мальчику.
— Мы только что купили дом, обустраиваемся, скоро пойдем опять в суд. По идее, настоящие родители должны платить деньги на содержание ребенка, но не делают это вовремя. Наверное такие истории встречаются время от времени в США, но не каждая семья доводит это до усыновления.
Тут Димка все-таки задевает Чарли ракеткой, и мы снова спешим разруливать. Я проговариваю по-английски вместо сына: «Извини пожалуйста, я не специально, я не хотел тебя ударить». И после нескольких всхлипов маме, Чарли подходит к Димке, кладет руку ему на плечо и говорит: ”It is ok, I forgive you” (Все хорошо, я тебя прощаю!). Я закрываю отвисшую от неожиданности челюсть и думаю, что пора учить сына таким вежливым фразам :) Усаживаем мальчишек остыть и скушать по банану.
— А во сколько лет здесь принято отдавать деток в садик или школу?
В какую вы пойдете?
— Когда мы выбирали дом, мы смотрели на районы с хорошими школами. Тогда обучение в государственной школе для нас будет бесплатным. Многие родители в США отдают своих деток в ясли и детские сады, но это не обязательно. Мы решили, что сыну будет лучше с нами дома, т.к. мы учим и развиваем его во всех аспектах. Чтобы пойти в школу нужно, чтобы ребенку на 1 сентября было 5 лет, так что мы начнем этой осенью.
— Как сейчас выглядит ваш распорядок дня?
— С утра мы занимаемся, потом я иду в спортзал, а Чарли играет там в детской комнате. Это сейчас единственная возможность социализации у сына, и я расстраиваюсь, когда в детской комнате нет других детей. Мы обедаем, ходим в бассейн. Он очень любит развлекательные центры Chunk E. Cheese и Monkey Joes с автоматами и детской площадкой. Мы стараемся сократить время сидения перед бессмысленными шоу в телевизоре.
— Уточни пожалуйста, сколько по времени, что и на каких девайсах Чарли сейчас смотрит?
— Пока мы живем во временной квартире у нас нет кабельного, только локальные каналы по ТВ, шоу на Netflix или видео. Обычно мы разрешаем Чарли смотреть телевизор 30 минут в день, максимум 60 минут, если, например, идет дождь. Больше часа – только если мы смотрим фильм вместе. Если он устраивает истерику, когда мы выключаем ТВ, то мы можем запретить любые просмотры на несколько дней.
Но в целом, мы верим, что чем раньше дети познакомятся с гаджетами, тем лучше. Это образовательный ресурс сейчас и на всю жизнь. Чарли пользуется старым Айфоном моего мужа, на котором установлены такие приложения, как ABC Mouse, Sprout и несколько интерактивных библий для детей. Я занимаюсь с Чарли каждый будний день (алфавит, цифры, письмо) и иногда вместо тетрадей я использую приложения, чтобы занятие было более веселым и интересным для него.
Наши карапузы егозят и снова забирают друг у друга мячи, воланчики, ракетки. Мы с Мэри забираем весь инвентарь и выдаем им мелки. Я начинаю рисовать два самолета, чтобы мальчишки не передрались за раскрашивание. Мой рисует кабину и кружочки-иллюминаторы, а Чарли подписывает самолет своим именем и говорит, что летит в Сиэтл. Потом мы заметили гусенницу и долго ее разглядывали, продолжая беседу.
— Как реагирует Чарли, если ты говоришь ему «Нет, не сейчас» (про покупки, мультики, мороженое) и что ты делаешь, если он закатывает истерику?
— Если он реагирует неправильно, я стараюсь пояснить, какая должна была быть правильная реакция. Иногда мы напоминаем ему, что он уже большой мальчик, скоро пойдет в школу, должен учиться контролировать свое поведение, что у плохого поведения могут быть последствия. Например, мы можем ограничить гаджеты на время или шлепнуть ладошкой. Но в целом, мы стараемся быть позитивными, например, если он чего-то лишился, то мы скажем, что он может попробовать завтра. Если он хорошо отреагировал на отказ, не устроил слез, мы можем это поощрить конфеткой, новой игрушкой, добавочным временем перед ТВ, походом в ресторан или совместным просмотром фильма и т.д.
— А в целом, как в США реагируют на детские истерики в 2-4 летнем возрасте?
— Мы стараемся не оставлять домашние истерики их без внимания и объясняем, как нужно было себя повести, чтобы Чарли знал границы и вел себя аналогичным образом и в общественных местах. Я обычно сажусь на его уровень, говорю прямо, медленно, тихо но с интонациями до тех пор, пока он не остановится и не начнет слушать. В те редкие случаи, когда истерика случается на людях, я поправляю Чарли сразу на месте. Если волноваться за окружающих, уходить в туалет или укромное место, то ребенок может начать таким образом манипулировать.
Здесь, в США, люди обычно наблюдают, как родитель справляется с детской истерикой. Одна мама в нашем бассеине оставила своего ребенка плакать на полу минут 15 (двухлетняя девочка не хотела купаться, легла на пол и пыталась в истерике снять с себя купальник). Никто из окружающих ничего не сказал этой маме, но все внимательно наблюдали и за спиной конечно качали головами, цокали языками, что ребенок валяется на грязном полу, а мама сидит в сторонке и ждет.
Мой карапуз уже тоже близок к истерике, т.к. я болтаю и не обращаю на него внимания. Чарли понял, что Димка нервничает и взял его за руку. «Ты массируешь Диме руку?» — сказала его мама. Оказалось, Мэри иногда массирует руки своему сыну, чтобы его успокоить. Пора заканчивать и, собираясь, я успеваю задать последний вопрос:
— У вас есть какие-то правила уединения, «своего пространства»?
— У Чарли своя комната, но дверь туда всегда открыта. Мы начали учить его стучаться в дверь, прежде чем заходить. Он уже знает, что если кто-то в ванной, нужно постучаться и сказать, что ему нужно, прежде чем мы разрешим или нет ему войти. Т.к. он уже полностью приучен к горшку мы тоже даем ему уединиться.
Вот такая получилась у нас длинная интересная откровенная беседа. Чуть позже мы встретились и с мужем Мэри, милейшим и добрейшим человеком! Благодаря таким знакомствам с реальными местными семьями, уезжать из Хьюстона было немного грустно, так же как и из Шанхая, после интервью с китайской мамой, и встречи в Канкуне с мексиканской мамой. Спасибо мамам, которые следят за моим инстаграмом и оперативно подсказали идеи интересных вопросов!
Катя, такой душевный пост!! Мне, как ты понимаешь, очень актуально и про американское воспитание, и про Хьюстон. Скажи, а из каких источников ты больше всего узнаешь про особенности американского воспитания?