Пока мир в 2018 был поглощен свадьбой принца Гарри и Меган, Чемпионатом Мира по Футболу и выпуском нового iPhone, более 100 американских адвокатов и детских психологов начали борьбу за закрытие Facebook messenger kids. В их аргументах много последних исследований, ссылок на законы и человеческих доводов, которые заставили меня задуматься, нужен ли моему ребенку вообще мессенджер: WhatsApp, Facebook Messenger Kids или какой-то другой? Когда им начать пользоваться? И какие правила установить? Давайте думать вместе!
Если вы больше любите видео-формат, то можете посмотреть мое видео «Мессенджеры для детей. Какой? Когда? Как?», где я рассказываю то, что пишу ниже ;)
Кроме того, Facebook заявил, что детские мессенджеры не будут появляться в поиске, в них не будет рекламы и данные о ребенке не будут собираться для рекламных целей. В 13 лет ребенок может завести себе уже взрослый Facebook аккаунт, но данные из детского мессенджера туда переноситься не будут.
Однако в январе 2018 года более 100 детских адвокатов, ассоциации, психологов и медиа объединились и написали письмо Цукербергу с просьбой закрыть детский мессенджер. Мол, и у взрослых с соц.сетями проблемы, а вы шестилеток начинаете подключать.
Дети 11-12 лет, которые уже назаводили себе аккаунты в Facebook, преувеличив свой возраст (официально соц.сеть разрешена с 13 лет), вряд ли переключатся на детский мессенджер. А дети помладше могут продолжать общаться с родными на растоянии с родительских аккаунтов в Facebook, Skype и Facetime.
В качестве аргументов они использовали последние исследования. Мне они показались немного разношерстными, но тенденция понятна. Посмотрите сами на этот винегрет:
-
- Использование соц.сетей у подростков приводит к значительно высокому уровню депрессии (Clinical Psychological Science 2018)
- Подростки, которые проводят час в день общаясь в социальных сетях, меньше удовлетворены практически каждым аспектом их жизни. Школьники 13-14 лет, которые проводят 6-9 часов в неделю в социальных медиа, на 47% более несчастны, чем их сверстники, которые пользуются соц.сетями реже (IZA Institute of Labor Economics, Germany 2016)
- Исследования среди девочек 10-12 лет показало, что чем больше девочки пользовались социальными сетями типа facebook, тем больше идеализировали худобу и садились на диеты (The Journal of Early Adolescence, 2013)
- Использование соц.сетей среди подростков связано с ухудшением сна (Sleep Med 2017)
- 50% подростков чувствуют зависимость от своих телефонов (Common Sence Media 2016)
- Почти половина родителей говорят, что регулирование экранного времени у своих детей — постоянная битва (American Psychological Assosiation 2017).
Ожидание ответов — очень мощный стимул для ребенка проверять и оставаться дольше в телефоне или планшете. Да что там у ребенка, я вот сама могу зависнуть в любом мессенджере, когда вижу, что сообщение только что прочитано, но ответа нет. Еще больше, когда вижу три точечки, что собеседник печатает ответ, но почему-то его не отправляет. Но если ответа долго нет, переключаюсь. А у детей наших ведь даже нет воспоминаний о дисковых телефонах и отложенной реакции на звонок или письмо: «Алло, здравствуйте, а Катя дома? У бабушки? Спасибо, тогда я после выходных позвоню».
Ну и, наконец, очень важной мыслью мне показалось, что поощряя детей переводить свою дружбу в онлайн-среду, можно помешать формированию личных контактов у ребенка и вытеснить игру. А игра и личное общение формируют у ребенка такие важные для развития навыки, как, например, способность читать человеческие эмоции, взаимодествовать с физическим миром и откладывать удовольствие. Хочется ответа, лайка и моментальной реакции, один машмеллоу сейчас, а не два через 15 минут.
В Париже, где мы сейчас живем, мобильные телефоны в школах запрещены. Но сын знает, что такое WhatsApp и периодически отправляет с моего телефона сообщения бабушкам, поздравления друзьям. Я не вижу в этом чего-то очень критичного, тем более сейчас, когда он начал читать и писать по-русски. Но будь у него свой телефон, он бы там, конечно, зависал!
Если бы смартфоны были у всех друзей в классе, то я бы не противилась и завела телефон сыну, но обязательно обговорила правила пользования девайсом и мессенджером в нем. Мне очень импонирует, как озвучила 10 правил общения в мессенджере для второклассника основатель SelfMama Анна Зырянова. Пусть лучше сын 8-9 лет придет с вопросами сейчас, чем столкнется со сложностями в онлайн общении уже тинейджером, когда авторитет мамы будет уже не таким сильным.
Ну а что касается Facebook messenger Kids, то битва продолжается. В апреле Марк Цукерберг отвечал перед сенатом, что «Приложение собирает минимум информации, необходимый для оперирования сервисом. <…> В целом, Facebook messenger kids не будет делиться данными с третьими сторонами«.
В октябре 17 адвокатских групп написало жалобу на Facebook Messenger Kids в Федеральную Торговую Комиссию, где просят провести расследование. В правилах пользования детским мессенджером указано, что Facebook может делиться информацией из детского приложения с «Facebook Family of Companies», а это, на минуточку, уже 66 различных организаций, включающих в себя платежные системы, Вотсап, рекламодателей, компании с технологиями по распознованию лица и платформы по аналитике. Про то, уходят ли данные о детях и будут использованы в будущем при таргетировании рекламы в Facebook и Instagram тоже очень непонятно.
Кроме того, оказалось, что каждый может создать фейковый родительсткий профиль в Facebook и привязать к нему детский мессенджер. В общем, сколько защиты не придумывай, все равно есть к чему придраться. Запасаюсь поп-корном и жду, как отреагирует Цукерберг.
Если вам, как и мне, интересна тема родительства в цифровом мире, оставьте свой email, чтобы не пропустить следующие статьи.
В качестве бонуса, я пришлю вам договор по использованию гаджетов дома, который вы можете обсудить и подписать дома с ребенком.
P.S. А если вам понравилась эта моя статья, возможно, вам также приглянется другая: О детях и гаджетах. Мысли после двух лет жизни в Америке
Моему старшему 7 лет, пока не общается в мессенджерах, и гаджеты в доступе только на каникулах. Но долго мы так не продержимся. Даже в его классе больше половины детей приходят с телефонами 😒