Однажды в Стэмфорде, мы, как обычно, уселись за столик в кафе с зелёными зонтиками. Я поставила свою сумку на пустой, четвёртый стул, как вдруг карапуз завыл сиреной. Ему тогда 2,8 было. Ну вы представляте, как могут истерить двух-трёхлетки, правда? После пяти минут истошного вопля и моих уговоров «Успокойся, скажи словами», мне удалось расслышать: «Мам, ты поставила сумку на Джасмин». Ёклмн, я раздавила его воображаемую подружку!
Так звали воспитательницу в американском детском саду, куда мы приходили пару раз в неделю поиграть на три часа. К слову, вот она.
Да, карапуз и дома иногда переключался на английский, играл в «садик» и упоминал её имя. Я особо не волновалась, так как и сама в детстве играла в школу с воображаемыми учениками.
Но случай с сумкой и истерикой в общественном месте поверг нас с мужем в шок: мы не знали, нужно ли спустить ребёнка на землю или подыгрывать. В тот вечер мы уложили карапуза спать и пошли в Гугл.
Зачитываю нам вслух вот эту первую попавшуюся в Гугле ссылку про воображаемых друзей. Ни в коем случае не хочу обидеть автора этого сообщения, просто добавлю, что дело было после пары бокалов вина, поэтому на втором предложении мы начали ржать до слёз.
На случай если вам с телефона мелко видно: «У моей дочери (почти 4) есть виртуальные друзья — Волк и белочка Верочка. Волк появился где-то год назад, а белочка Верочка месяцев 8 как с нами».
«Да мы ещё неплохо отделались!»- говорит муж, вытирая слёзы. «У нас хотя бы Джасмин, и с ней ребёнок говорит по-английски!» :)
Перед сном я написала в одной из мамских групп в Фейсбуке, на утро прочитала многочисленные комментарии «у нас также» и «расслабьтесь», сделала вывод, что это норма, и мы жили спокойненько дальше!
В три года карапуз переключился на разговоры с воображаемым Квинси (паренёк из мультика Little Einsteins, играющий на различных музыкальных инструментах) и Буратино. Как эти два парня понимали друг друга и подружились — остаётся загадкой, но они сопровождали нас во всех поездках!
Очень любопытно, кто у ваших деток вошёл в круг воображаемых любимчиков?
Сейчас, ближе к четырём годам, всех воображаемых друзей у нас вытеснили щенки из Paw Patrol. Вот, только сегодня, сын крутил на рабочем стуле виртуального Чейза. Мы, конечно, подыгрываем, дабы усадить за обеденный стол моего ребёнка, иногда звоним Райдеру и придумываем для него и щенячего патруля миссию по срочному поеданию супа…
Но я опять начала волноваться и решила проконсультироваться с Ксенией Собченко, детским психологом. Её ответы далее курсивом.
— Нормально ли это, что у ребенка есть воображаемые друзья?
— Да, это совершенно нормально. Не зря этот феномен описан многократно в детской литературе — Карлсон самый яркий пример. Это путь детской адаптации. Ребенок может придумывать себе воображаемых друзей, когда находится в сложной жизненной ситуации: переезд, начало посещения детского садика и тому подобное. А может придумывать их на ровном месте. Особенно это характерно для умных, творческих детей.
Для родителей воображаемые друзья ребенка — очень важный источник информации о том, чего малышу сейчас не хватает. Малышу из “Карлсона”, например, не хватало спонтанности, непосредственной детской игры, разрешения немного пошалить, а главное — друга.
— В каком возрасте это норма? А в каком пора бить тревогу и как?
— В дошкольном возрасте, то есть от 3х до 7ми лет, это абсолютная норма. И лет до 9ти это нормально. Позже уже можно насторожиться. Я бы здесь дала совет доверять своему родительскому чутью. Если вам кажется что-то странным, лучше проконсультироваться со специалистом.
Что может быть странным? Очень много воображаемых друзей, ребенок слишком глубоко уходит в эти мечты, вам кажется, что он путает воображаемое с реальностью, или что-то ещё заставляет ваше материнское сердце тревожиться, даже если вы не можете объяснить точно. Для начала в этом случае сходите просто к обычному психологу.
— Как реагировать родителям, когда ребенок разговаривает с воображаемым другом? Игнорировать? Подыгрывать?
— Я бы сказала, что родителям стоит относиться к вооображаемым друзьям ребенка спокойно и с уважением. (В примере с сумкой в кафе, если бы это случилось с моим ребенком, я бы так отреагировала: “Я поставила сумку на этот стул, а там сидел твой друг! Извини, пожалуйста, я не знала, давай я поставлю сумку в другое место.”)
Не стоит слишком включаться в придумывание сюжетов с воображаемым другом, постоянно спрашивать: “А сейчас что он делает?” и так далее. Если вы хотите немного больше узнать о своем ребенке, можно задать пару вопросов о воображаемом друге, но не стоит создавать вокруг этого персонажа большой ажиотаж.
— Когда в отношения ребенка и воображаемого друга нужно вмешаться и как это сделать?
— Не нужно позволять ребенку сваливать свои проступки и шалости на воображаемого друга. Лучше покажите ему, что вы готовы принять его и тогда, когда он шалит. Например: “Я знаю, что это ты съел варенье из банки, а не Карлсон. Тебе, наверное, очень хотелось сладкого! Ничего страшного, я тебя ругать не буду. В следующий раз, когда захочешь, просто скажи мне.” Помните, если ребенку приходится врать, чтобы получить то, что для него действительно очень важно, значит, в ваших отношениях что-то пошло не так.
Большое спасибо Ксении за такие развёрнутые ответы!
Мы тут улыбаемся и машем продолжаем подыгрывать. Потихоньку. Без фанатизма. Всё-таки собирать ребёнка на улицу вместе с Буратино, Джасмин и белочкой Верочкой значительно веселее :))
P.S. Не забудьте подписаться на мою рассылку, особенно если вам интересны темы переездов и адаптации ребёнка и мамы в новом городе!
Интересная тема!
Думаю, что вопрос «в каком возрасте пора бить тревогу» надо бы подкорректировать, несмотря на конкретный ответ опытных психологов.
Я хочу сказать, что сразу же, как только заметили, что есть такой воображаемый друг у ребенка ( а это значит, что ему не хватает общения, игр), надо не ждать критического возраста, когда надо «бить тревогу», а немедля расширять круг общения ребенка, больше играть с ним. И, конечно, консультация опытного психолога и педагога только приветствуется!